Дети, чей отец убил мать

1463431566_3e98ba4fea7deb12ddcffe8158d274c6-3

Дети, чей отец убивает мать, редко получают психологическую помощь из-за того, что их проблемы и потребности плохо изучены и непонятны окружающим.

Ситуации, при которых мать убивает отца, тоже встречаются, но в 10 раз реже и чаще всего бывают следствием самозащиты от избиения или угрозы убийства.

Наиболее травмирующими вещами, часто встречающимися одновременно, в ситуации с убитым родителем могут быть:

1) Убийство, увиденное ребенком.

Бывает, что дети остаются рядом с убитым родителем несколько часов или даже дней. Дети старше 5 лет часто могут позвать на помощь или позвонить, но маленькие дети не могут этого сделать. Некоторые отцы после совершения убийства убеждаются, что дети в безопасности, увозят их к родственникам, но так бывает не всегда.

2) Предыдущее физическое и психологическое насилие, в частности, избиение матери, других члены в семьи и его самого.

Помимо того, что ребенок мог видеть само убийство, он нередко уже был свидетелем повторяющегося домашнего насилия, которое в большинстве случаев предшествует убийству, то есть является уже травмированным, что усугубляет его состояние после убийства.

3) Потеря отца и матери одновременно.

Когда один родитель убивает другого, дети лишаются обоих родителей, так как убийцу сажают в тюрьму. Какое-то время после убийства у ребенка может не быть ни одного человека, к которому он мог бы обратиться за помощью или с вопросами.

4) Перемена места жительства, школы или детского сада.

Заботу о ребенка часто принимают на себя родители убитой или убийцы, которые могут жить в другом районе, городе или стране, говорить на другом языке. Родственники как убитого, так и убийцы, которые принимают у себя ребенка, обычно бывают охвачены горем или погружены в судебный процесс над убийцей, поэтому психологическому состоянию ребенка уделяется мало внимания.

5) Потеря прежних связей в виде родственников по другой линии и друзей.

Отношения семей отца и матери ухудшаются, чаще всего из-за того, что они по-разному относятся к убийству, родственники убийца могут винить в случившемся жертву. Нередко они ведут между собой длительные споры и судебные процессы за опекунство над детьми. Чаще всего ребенок перестает видеться с родственниками по другой линии, а из-за переезда лишается прежних друзей.

6) Замешательство от неизвестности и противоречивости информации о происшедшем.

Поскольку психологическая травма переживается детьми иначе, чем взрослыми, окружающим часто кажется, что случившееся на них почти не повлияло и что они ничего не видели. Нередко от детей скрывают, что произошло. Им могут говорить, что мама уехала и неизвестно, когда вернётся,  а папа в больнице или в командировке. Поскольку все взрослые, а часто и дети в приемной семье знают правду, дети видят много противоречий в том, что им говорят, и догадываются, что произошло что-то страшное.

Реакцией маленьких детей на такую ситуацию может быть регрессия, энурез, агрессивность и тревожность. У подростков может развиться депрессия, асоциальное поведение, агрессивность,  уход в себя, самоповреждающее поведение и употребление алкоголя и наркотиков.

Бывает и так, что дети становятся очень тихими, спокойными и никому не причиняют проблем. Это не значит, что с ними все в порядке. Обычно подавленные чувства проявляются, если есть такая возможность, то есть когда находится взрослый, готовый рассказать детям о случившемся и уделять им много внимания.

Психологическая помощь детям с такой ситуации может состоять в том, чтобы спросить ребёнка о том, что он видел, что происходило, что для него было самым пугающим (этот момент, часто непонятный окружающим, важно оформить в слова, чтобы освободить чувства, с ним связанные).

Можно просить ребёнка нарисовать случившееся, дать ему возможность воспроизводить детали произошедшего в игре. В начале работы можно попросить ребёнка выбрать картинку из специального рисуночного теста и составить по ней рассказ.

Дети, даже маленькие, часто винят себя в смерти матери, в том, что не проснулись, не были с ней, когда пришёл отец и т.д. Важно сказать детям, что они ни в чем не виноваты.

Чтобы вернуть ребёнка к настоящему моменту, можно спросить, чем он займется после сессии с психологом. Если ребёнка тревожит будущее, можно поговорить о том, что с ним будет дальше.

Если детей двое и младший ещё маленький, полезно разговаривать со старшим в присутствии младшего: даже если он не обращает внимания на разговор, впоследствии часто выясняется, что он его помнит.

Семейная терапия также бывает очень полезна в этих случаях: горюющие дедушка и бабушка или другие родственники, ставшие приемной семьёй, нуждаются в помощи психолога, поскольку на них неожиданно сваливается задача воспитания детей; если в приемной семье уже есть дети, они тоже нуждаются в помощи для приспособления к неожиданной ситуации.

Стоит ли брать ребёнка на похороны? Да, для ребёнка полезно участвовать в ритуалы прощания, получить визуальный образ умершей матери вместо фантазий о том, куда она делась и что с ней случилось. Перед похоронами стоит рассказать ребёнку о том, что на них будет происходить, что он может попрощаться с мамой и что умерший холодный наощупь. Заставлять ребёнка целовать умершую или прикасаться к ней не стоит.

Есть свои за и против касательно посещения отца в тюрьме и регулярных контактов с ним, так что этот вопрос нужно решать в индивидуальном порядке, но главное — такие посещения являются правом ребёнка,  а не взрослого, и решение должно приниматься исходя из интересов ребёнка. Если ребенок не хочет видеть отца или после посещений у него начинаются кошмары, энурез и другие признаки тревоги, то от этих свиданий стоит отказаться.

Использованная литература:

 «When father kills mother: Guiding children through trauma and grief» Jean Harris-Hendriks, Dora Black, Tony Kaplan