Психологические травмы у детей

психологические травмы у детей

Психологические травмы у детей — это события, произошедшие с ребенком или у него на глазах, включающие угрозу физическому или эмоциональному благополучию.

Большинство детей устойчивы к таким событиям, однако некоторые дети бывают к ним уязвимы, вследствие влияния родителей, личных свойств ребенка, а также свойств ситуации и повседневного окружения. Дети, подвергшиеся воздействию психологической травмы, более чем в два раза чаще страдают тревожностью, депрессией, поведенческими расстройствами и, в подростковом возрасте, злоупотреблением веществами и рискованным поведением.

Если ребенок подвергся влиянию психологической травмы один раз, то прогноз относительно благоприятный, если же он испытывает влияние многочисленных травматических событий, то вероятность посттравматических реакций у него высока.

Природные катастрофы, автомобильные аварии и болезни не часто ведут к посттравматическим реакциям у детей, а нахождение на территории военных действий, угрожающее жизни домашнее насилие, плохое обращение и заброшенность часто ведут к посттравматическому стрессовому расстройству, психиатрическим и поведенческим расстройствам. Сексуальное насилие, особенно внутри семьи, является самой серьезной психологической травмой у детей.

Дети разных возрастов по-разному реагируют на определенные стрессоры, и связано это с тем, что у детей в норме есть определенный набор страхов разной интенсивности, соответствующих их возрасту, другими словами, уязвимость к определенным темам. Детям более раннего возраста трудно описывать события словами, поэтому при дистрессе они демонстрируют больше поведенческих проблем, таких как страх, тревога при разлучении с родителями, нарушения сна и повторение травматических ситуаций в играх.

Психологические травмы детей могут также заключаться в разрыве важных для здорового развития ребенка отношений. Есть понятие — расстройство травмы развития (developmental trauma disorder), которое означает последствия межличностного, угрожающего развитию ребенка травматического события. В результате расстройства травмы развития ребенок демонстрирует нарушения в двух фундаментальных основах здорового психологического развития ребенка: в способности приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам (саморегуляция) и в способности искать и находить здоровые отношения и занятия, поддерживающие оптимизм и самоуважение.

До недавнего времени считалось, что маленькие дети не понимают и не помнят опасных для них событий и поэтому не могут развивать симптомов ПТСР. Более поздние исследования показали, что маленькие дети могут воспринимать и помнить травматические события и развивать симптомы, похожие на симптомы ПТСР более старших детей и взрослых. Эти данные были получены в результате наблюдений за маленькими детьми, пережившими автомобильную катастрофу, убийство одного из родителей, физический или сексуальный абьюз, террористическую атаку или природную катастрофу.

Более старшие дети и подростки могут демонстрировать симптомы ПТСР спустя много лет после травматического события, например, после смерти друга или родственника, даже если они не были ее свидетелями. У подростков результатами психологической травмы может быть депрессия, отреагирование, рискованное поведение, акты самоповреждения, жестокое и агрессивное поведение.

(Из книги «The encyclopedia of psychological trauma» Gilbert Reyes, Jon L. Elhai, Julian D. Ford)

Поделиться записью: